ДМИТРИЙ БОРКО
«Болотное дело» — это было первое дело о массовых беспорядках, которое следствие полностью построило на фото и видео фиксациях снимающих журналистов. Все было доступно, ютуб, трансляции, фото в соцсетях. Сотни часов видео, я их потом просматривал, когда был общественных защитником. Они стали охотиться за этими материалами, скачивать, изымать у авторов. И это было жутко для снимающей братии. Потому что такого еще не было, когда по нашим фото и видео начинали сажать людей. Пример — печально известный ролик для «Граней» Димы Зыкова, в него попали то ли 4, то ли 5 будущих фигурантов Болотного дела. Одна из видеозаписей, которая легла в основу дела. Это был шок, и «Грани ТВ», которым я тогда руководил, мы собирали тогда круглый стол снимающих журналистов как раз на тему, как снимать протестные акции. Потому что, с одной стороны, не снимать нельзя, а с другой стороны, снимая, ты создаешь риски. Даже не обязательно тех, кто полез драться. У нас большинство болотников сидели не за что, они были в толпе, махнули рукой. Все равно это риск, лицо появляется в кадре и этого достаточно для необоснованного преследования. И тогда впервые встал вопрос — что делать? Первое время репортеры боялись публиковать свои кадры. Стало понятно, что людей отслеживают по фотофактам. Эта традиция продолжилась до сих пор.
фотограф